RSS     Владивосток 28.03.2024 22:17       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Сергей Обухов - «Независимой газете»: Грядёт период «закручивания гаек»

Правовую систему затачивают под национализацию элит и борьбу с иноагентами.

18 ноября в Госдуме появился очередной законопроект с новыми требованиями к деятельности оппозиционных сил и к избирательным кампаниям – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Вводятся процедуры объявления иноагентами как иностранных, так и российских граждан, а также общественных движений, действующих без регистрации. Фигурантами таких реестров Минюста станут, видимо, Алексей Навальный с его региональными штабами и «Открытая Россия» (ОР) Михаила Ходорковского. Идею ужесточения борьбы за национализацию элит, в том числе и оппозиционных, Кремль явно заимствует у нынешних США. Тем более что президент Джо Байден представляет ту партию, которая придерживается стратегии вмешательства во внутренние дела геополитических конкурентов Америки.

Накануне такого рода законопроекты приходили в Госдуму буквально друг за другом. Наиболее громко прозвучали поправки к закону о митингах, ужесточающие процедуру согласования протестных акций с властями, и предложение наделить избиркомы правом инициировать блокировку тех интернет-ресурсов, на которых размещается незаконная предвыборная агитация. Однако 18 ноября группа депутатов Госдумы и сенаторов внесла один из ключевых, судя по его названию, законопроектов.

Стоит отметить, что под документом, который говорит «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», стоят подписи представителей всех четырех думских фракций. По традиции это является сигналом о том, что инициатива как минимум согласована с администрацией президента, но скорее всего она просто подготовлена именно там. Межпартийный консенсус также означает, что законопроект будет приниматься в максимально короткие сроки, при этом окончательное содержание его текста предугадать невозможно.

Пока же законопроект декларирует установление полномочий Минюста по ведению двух новых реестров иностранных агентов. Первый – это иноагенты из числа физических лиц, причем как зарубежные, так и российские граждане. Второй – это иноагенты, выявленные в рядах тех общественных объединений, которые в соответствии с законом действуют без регистрации Минюста. Ведомство Константина Чуйченко получает право составлять данные реестры самостоятельно. Для этого будет необходимо констатировать два фактора: политическую деятельность того или иного фигуранта и занятие ею на заграничные средства.

Оба понятия будут применяться в том широком толковании, которое зафиксировано в нынешнем законе об НКО-иноагентах. Иными словами, политической считается любая активность, иностранным источником финансирования – всякая сомнительная копейка. Данное толкование расширяется дополнительно: политическая деятельность может проводиться «в том числе в интересах иностранных источников». А под подозрения о заграничной помощи подводится фундамент в виде определения «посредника», который, вероятнее всего, передал зарубежные деньги тем, кто занимается политикой внутри России.

Физлицами-иноагентами будут объявляться и те, кто проводит «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ», при этом не выходя за рамки статей Уголовного кодекса об измене родине и шпионаже. Похоже, отныне Минюст становится вторым по значимости охранительным ведомством после ФСБ, но будет специализироваться именно на политической безопасности.

Видимо, тому же Минюсту будет поручен первичный контроль за деятельностью СМИ, которые теперь будут обязаны каждое сообщение о том или ином иноагенте сопровождать напоминанием об этом. Сами иноагенты должны будут делать то же самое при любом внешнем общении, особое внимание будет обращено на их контакты с госорганами. Кстати, на какие-либо госдолжности физлиц-иноагентов назначать запрещается. Вероятно, первыми фигурантами новых реестров Минюста станут навальнисты во главе со своим лидером, а также региональные штабы оппозиционера. В списке же движений-иноагентов под первым номером скорее всего окажется ОР Ходорковского и его внутрироссийские активисты.

Стоит отметить, что оппозиционеры сразу все правильно поняли, но решили демонстрировать оптимизм. Скажем, координатор региональных штабов Навального Леонид Волков считает, что если протесты после выборов будут по-настоящему массовые, то никакие ограничительные законы власти не помогут. О том же самом сказал в своем комментарии, например, и Дмитрий Гудков, и другие опрошенные «НГ» представители разных оппозиционных сил. Они в один голос настаивают, что таким образом власти готовятся к выборам 2021 года. Волков, кроме того, отметил, что Кремль сам придумал себе страшную парадигму: раз в США у власти будут демократы, то, стало быть, начнется «оранжевое» вмешательство во внутреннюю политику России.

Однако в администрации президента РФ явно вдохновляются опытом тех же США, которые за последние несколько лет показательно ужесточили требования к политической элите с точки зрения ее неангажированности перед внешними силами. Что же касается вмешательства в выборы в чужих странах, то Демпартия США никогда не скрывала своей работы с российской оппозицией. Поэтому все нынешние и еще предстоящие законопроекты, похоже, следует рассматривать как продолжение политики национализации элит, теперь уже и оппозиционных. Ранее же властные элиты получили свою порцию запретов в поправках к Конституции и соответствующих законах.

При этом «НГ» уточнила у оппозиционеров, есть ли у них уже предположения на тот счет, как действовать в ныне складывающихся условиях. Член федерального бюро «Яблока» Борис Вишневский заявил «НГ», что партия считает действия власти «уходом вразнос», свидетельством ее понимания, что по-другому побеждать на выборах будет невозможно. Яблочники продолжат свою обычную деятельность: выдвигать кандидатов на выборах разного уровня, просвещать людей через интернет, выставлять наблюдателей и поддерживать протестную активность. Координатор ОР в Москве Татьяна Усманова пояснила, что ОР «фиксирует ужесточение режима, все это делается в преддверии выборов в Госдуму», чтобы туда не избрался ни один оппозиционер. Она подчеркнула, что оппозиция мало что может противопоставить таким действиям власти до тех пор, пока молчит гражданское общество.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что впереди «большое завинчивание гаек», потому что практика показала: как только недовольство в обществе вырастет, кампании становятся людям интересны, и тогда уже «никакой административный ресурс не покрывает явку недовольных граждан». Обухов согласен, что на новые ужесточения власти РФ заставила пойти как внешняя, так и внутренняя ситуация: «Очевидно, что победа Байдена заставила нервничать наши элиты, Путин уже высказал опасение о попытках влиять на Россию извне». Но пока власть, по его мнению, реагирует ситуативно: есть угроза протестов – закон о митингах, есть угроза роста влияния интернета – закон об агитации. По словам Обухова, КПРФ будет вести кампанию так же, как и раньше, тем более что «власть все делает за коммунистов, остается только бить по больным темам и заручаться общественной поддержкой».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что социология дает властям неутешительные политические прогнозы, отчего и происходит дополнительное законодательное регулирование. «Кампания в Госдуму пройдет по самому жесткому сценарию. Сейчас активистов, кандидатов и гражданское общество запугивают, что участие в выборах и акциях – это большие издержки и риски», – подчеркнул эксперт. Калачев добавил, что оправдание своим действиям власти, конечно, найдут: «Сейчас будет возрождаться философия осажденной крепости и законы военного времени, такая риторика со стороны провластных групп звучит все чаще». При этом эксперт напомнил, что электоральная рента есть как у власти, так и у оппозиции. «При росте недовольства людей выгодоприобретателями справа являются яблочники, а слева – коммунисты. Власть действительно делает за оппозицию основную работу, противникам ЕР остается этим воспользоваться, прежде всего общими усилиями работать на явку. А вот у несистемной оппозиции остаются прежние проблемы по допуску к выборам», – пояснил Калачев. 

«Независимая газета».

19 Ноября 2020

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design