RSS     Владивосток 24.04.2024 02:08       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Налоги не должны оставлять от российской природы щепки

На днях в Государственной думе по инициативе фракции КПРФ был проведен "круглый стол", тему которого организаторы определили так: "О совершенствовании налогового законодательства в сфере природопользования". Явную заинтересованность в осмыслении жизненно важного вопроса проявили представители столицы и Подмосковья, Сахалина и Ханты-Мансийского автономного округа, волгари и сибиряки... На трибуну поднимались депутаты федерального парламента и региональных законодательных собраний, политики и ученые, профсоюзные работники и руководители хозяйственных объединений. Большинство ораторов активно поддерживало инициативы коммунистов в сфере налогового законодательства.

Определяя перспективы борьбы трудящихся в современной России, Программа КПРФ выделяет три этапа, которые необходимо пройти партии и народу на пути к возрождению социализма. "На первом этапе коммунисты организуют защиту трудящимися их социальных, экономических, политических интересов, возглавляют массовые выступления трудящихся за свои права". На этом этапе партия вместе со своими союзниками ставит задачу - "остановить спад производства, обеспечить основные социально-экономические права трудящихся". "Круглый стол", собранный на прошлой неделе депутатами-коммунистами, рассматривал один из конкретных вопросов именно первого этапа "последовательного мирного достижения этих целей", закрепленных в основном партийном документе.

На этом этапе, когда в стране безоговорочно господствует частная собственность на средства производства, практически единственным каналом легального перераспределения общественного богатства в пользу трудящихся, равно как и основным источником государственного финансирования социальной сферы и хозяйственного восстановления страны, являются налоги.

ОТКРЫВАЯ "КРУГЛЫЙ СТОЛ", заместитель Председателя Центрального Комитета КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию академик РАСХН В.И. Кашин обратил особое внимание на то, что Компартия "предлагает целый комплекс налоговых, законодательных и иных мер, направленных на коренное изменение ненормального положения, сложившегося в этой сфере". О том, что это не пустые слова, свидетельствуют рекомендации "круглого стола", которые были подготовлены коммунистами и единодушно приняты участниками обсуждения. Кстати, представители КПРФ не скрывали своей убежденности в том, что "природные ресурсы России должны принадлежать России и использоваться для блага ее народа".

Социальный подход к проблеме налогов убедительно продемонстрировал в своем выступлении президент Всероссийского фонда образования профессор С.К. Комков. Он рассматривал налоговую систему нынешней России через призму самого экономически эффективного в условиях научно-технической революции вида деятельности - образования. От этого его резкие оценки деятельности правительства становились лишь аргументированнее и убедительнее: "Когда слушаешь выступления руководителей Министерства экономического развития и торговли, впечатление, что перед тобой либо дилетанты, либо, извините, экономические шакалы, которые прислуживают, как им и положено, сильному. В данном случае - Западу". В налоговой политике оратор не смог найти ни одного признака, который служил бы интересам России и ее народа.

Любопытные подходы к методике исчисления налогов излагал в выступлении на "круглом столе" научный сотрудник РАН доктор географических наук А.С. Эпштейн. Он подчеркивал, что исчезли критерии принимаемых чиновниками решений, в том числе в налоговой сфере. "Более бездарного законодательства, чем нынешнее российское бюджетное и налоговое,- утверждал выступавший,- найти трудно". Он настаивал на необходимости узаконить критерии эффективности принимаемых парламентом законов, равно как и правительственных решений.

Естественно вписался в обсуждение принципиальных вопросов налогообложения, рассматриваемых как инструмент рационального природопользования, председатель Центрального совета РУСО академик РАСХН В.С. Шевелуха. Подчеркнув необходимость выработки как государственной экономической, так и энергетической стратегии, он заметил, что в десятках стран существуют национальные проекты по водородной энергетике, и предложил правительству "создать государственное крупное научное структурное подразделение", которое занялось бы разработками в этой области.

ПРОБЛЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ в последнее время широко дискутируется в средствах массовой информации. Этому способствовала проверка Счетной палатой выполнения инвестором соглашения о разделе продукции (СРП) "Сахалин-2". "Трагические последствия реализации соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" абсолютно не случайны,- отметил в начале "круглого стола" В.И. Кашин.- Они стали возможны из-за несовершенства нашего законодательства, в том числе и налогового, в сфере природопользования. Однако не только сахалинские проекты разработаны с нарушением российского законодательства. В договорах природопользования сплошь и рядом имеет место дискриминация российских государственных интересов".

Эта тема оказалась особенно близкой первому секретарю Сахалинского обкома КПРФ С.В. Ивановой, недавно избранной в Госдуму по одномандатному округу. Еще не успев остыть от острой предвыборной борьбы, она говорила напористо и эмоционально: "Сахалин-1" и "Сахалин-2" у нас. Я - коренная сахалинка и помню, как по-хозяйски осваивался наш край в советские годы. Сегодня власть транжирит советский НЗ". Депутат напомнила, как не раз областная Дума острова обращалась с законодательными инициативами по улучшению природопользования Севера и использованию для этих целей налоговых механизмов. Однако инициативы региональных депутатов неизменно отклонялись: правительство давало отрицательное заключение, а "медвежья" Госдума проваливала законопроект. И это неудивительно: "Единая Россия" - партия временщиков. Сегодняшняя власть с помощью налогов грабит регионы, федеральное правительство забирает 100% прибыли от газа и 95% - от остальных полезных ископаемых.

О том, что действующее налоговое законодательство совершенно не способствует развитию Севера, убедительно показал на примере Ханты-Мансийского автономного округа председатель профсоюзного комитета нефтедобывающей компании "Славнефть" П.П. Лещик. Профессионально выполненный анализ миграционных процессов не оставлял сомнений в справедливости выводов оратора.

Теме "большой нефти" был посвящен доклад на "круглом столе", который представил секретарь ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной думы Астраханской области Н.В. Арефьев. В нем было отмечено, что Россия сегодня добывает десятую часть мировой нефти, сама же потребляет только 4%. Разбазариванию невозобновляемых энергетических ресурсов очень способствуют СРП. "Российская Федерация,- отметил руководитель коммунистов Нижнего Поволжья,- стала привлекательна для недобросовестных инвесторов и разного рода авантюристов".

Характеризуя ситуацию в отрасли, докладчик заметил, что не выполняются даже противоречащие национальным интересам законы о СРП, ибо вводят хотя бы какие-то ограничения. Например, начисто забыто узаконенное требование определять партнеров при заключении СРП только по конкурсу. И вот итог. На Сахалине инвестором добыто и реализовано 74 миллиона баррелей нефти. Это обеспечило выручку 2,6 миллиарда долларов. Однако России из них достались только 384 миллиона, то есть 14,7%.

Н.В. Арефьев считает необходимым принять закон о введении природной ренты. Необходимо изымать у нефтекомпаний сверхдоходы, оставляя им не более 15-17% всей массы прибыли.

ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН беспощадному и бесконтрольному разграблению российских природных богатств. К этому побуждает ситуация не только в нефтедобыче, но и в добыче золота. Об остроте ситуации свидетельствует уже то, что темой второго доклада на "круглом столе" стало "Состояние россыпной золотодобычи". С ним выступил член ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ Н.И. Сапожников.

С 2001 по 2005 год добыча россыпного золота в России сократилась с 80,5 тонны до 69 тонн. Причем упадок отрасли идет с ускорением. В 2002 году сокращение добычи составляло 223 килограмма, в 2003 и 2004 годах оно ежегодно снижалось на 3 тонны, в прошлом году преодолело четырехтонный рубеж, а за 7 месяцев этого года падение золотодобычи перевалило за 5 тонн. За эти годы разорились 160 предприятий.

Действующая система налогообложения не учитывает особенности золотодобывающей отрасли. Разработан законопроект, стимулирующий с помощью налоговых механизмов добычу россыпного золота. Но у него оказалось много противников: сработали волчьи принципы капиталистической конкуренции. Между тем золото из источника благополучия его добытчиков превращается в источник нищеты. Об этом говорил член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Иркутского обкома партии, депутат областного Законодательного собрания С.Г. Левченко.

Бодайбинский район был известен богатым золотом еще век назад. Здесь находятся знаменитые Ленские прииски. Здесь открыто новое месторождение Сухой Лог, разведанные запасы которого оцениваются в 1056 тонн. Но в последние годы Бодайбинский район стал... депрессивным и дотационным, хотя добыча золота выросла с 9 до 15 тонн в год. Такова система налогов. Понятно, что население стремится покинуть такой "Клондайк".

Близкой была тема золота и для председателя Совета Союза старателей России В.И. Таракановского. Он внес немало конкретных предложений, направленных на совершенствование налогового законодательства. Большинство их вошло в рекомендации президентским и правительственным структурам, Госдуме и Совету Федерации, принятые "круглым столом".

УЧАСТНИКИ "КРУГЛОГО СТОЛА" НЕ ОБОШЛИ и ставшие "традиционными" острые углы природопользования - Земельный, Лесной и Водный кодексы. Председатель Щёлковского районного Совета С.Н. Варгузов заметил, что хотя Подмосковье не относится к регионам, которые массово покидает население, тем не менее и здесь полно острых социальных проблем. Многие из них непосредственно связаны с существующим налоговым законодательством.

Убедительной иллюстрацией этого утверждения работника муниципального самоуправления стало выступление председателя одного из садовых кооперативов Одинцовского района Московской области А. Позднякова. Он напомнил, что глава Минэконом-развития Г. Греф недавно уверял, что успешно осуществляется кадастровая оценка земли. Оратор на примерах гаражных кооперативов показал, что утверждение министра не имеет ничего общего с реальностью. О том же свидетельcтвует и положение многих подмосковных фермеров. Они не знают, какие налоги им придется платить даже в следующем году. В результате и держат по 5 коз на наделе в два гектара. Отнюдь не из-за неспособности к аграрному труду: среди них немало кандидатов сельскохозяйственных наук, утверждал Поздняков.

Неизбитая тема была поднята в выступлении заведующей отделом экономики водопользования Института экономики минерального сырья А.Н. Шпагиной. Она обратила внимание на то, что 50% населения потребляет загрязненную воду. От этого ущерб здоровью эквивалентен 30 миллиардам рублей в год. Общий же ущерб, наносимый сбросом в водные бассейны загрязненных сточных вод, достигает 70 миллиардов рублей. Между тем из 50 миллиардов кубометров сточных вод около 40% являются загрязненными. Экономист-исследователь убеждала собравшихся, что предусмотренный Водным кодексом отказ от платы за сточные воды ошибочен и необходимо срочно исправить этот отнюдь не бескорыстный изъян законодательства.

Проблеме защиты лесного богатства России уделил серьезное внимание в своем выступлении С.Г. Левченко.

БЫЛА ЕЩЕ ОДНА ТЕМА, которую редко кто из выступавших обходил. Это - стабилизационный фонд. Приведу здесь оценку только одного специалиста. А.С. Эпштейн утверждал, что стабфонд является основой инфляции, так как само его наличие усиливает системный дисбаланс. Надо признать, любопытный и неожиданный вывод.

Впрочем, и к пресловутому стабилизационному фонду участники "круглого стола" подходили как к одной из сторон оптимизации налогового законодательства. Средства, способные компенсировать снижение налогового бремени, превращаются в свою противоположность, так как решают эту самую задачу не в нашей стране, а за рубежом - в США и других странах "золотого миллиарда". Для политиков, придерживающихся подобной позиции, в Америке было введено понятие "агенты влияния"...

В реалиях нынешней России - и в этом участники "круглого стола" были единодушны - назрела необходимость экстренного пересмотра налоговой политики, особенно в области природопользования. В 2007 году государство рассчитывает получить 2722377 миллионов рублей доходов именно от природных ресурсов. Это составит 49% от доходной части бюджета. Однако почти 40% доходов отрасли превратится в прибыль нефтяных баронов. Вот зримое доказательство антисоциальной сущности государства, в Конституции которого, кстати, записано, что оно является не только "демократическим", но и "социальным". Но... буржуазного кобеля не отмоешь добела. Впрочем, это задачи, определенные Программой КПРФ для следующих этапов общественно-политической активности трудового люда.

Виктор ТРУШКОВ.

Владимир КАШИН, заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы РФ:

"РОССИЯ - САМАЯ БОГАТАЯ страна мира. Занимая 11,5% мировой территории, она располагает национальным богатством, в десять раз превышающим мировой валовой продукт. Природные ресурсы России, по экспертным оценкам 2006 года, составляют порядка 140 триллионов долларов. По основным направлениям природопользования фракция КПРФ в Государственной думе России подготовила серьезные предложения".

Николай АРЕФЬЕВ, секретарь ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной думы Астраханской области:

"АКТИВНЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ в России осталось не так уж много, всего на 20 лет. Необходимо значительно увеличить объем разведывательных работ, с тем чтобы пополнить активные запасы нефти и провести подготовительные работы для освоения новых месторождений. Перспективные прогнозные ресурсы природного газа, по оценкам, составляют более половины его мировых запасов. Но разведывательный запас свободного газа сегодня едва превышает четвертую часть перспективных оценок".

Николай САПОЖНИКОВ, член ЦК КПРФ, депутат Государственной думы РФ:

"ДОБЫЧА ЗОЛОТА в России является одним из самых старых промыслов. Уже около 300 лет золотодобыча регулируется государством. Еще в петровские времена был учрежден приказ рудокопных дел. Особый размах добыча этого драгоценного металла приобрела в советское время. Кризис начала 90-х годов больно ударил по золотопромышленности. В прошлом году золота в стране было добыто снова на 6 тонн меньше, чем в 2004 году"

Сергей ЛЕВЧЕНКО, член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ, депутат областной Думы:

"В КАЖДОМ ВАГОНЕ ЛЕСА грузится на 20-25% больше, чем проходит по всем таможенным документам. Этого можно избежать, если только все места отгрузки будут поставлены под государственный контроль. Но попытки депутатов установить контроль за отгрузкой леса упираются в поддержку лесоотгружающих организаций прокуратурой. Она депутатам говорит: нет, вы не можете их ограничить, предприятию может быть это невыгодно, потому что вы заставляете отгружать на полкилометра дальше, предприятию придется расходовать бензина еще на пол-литра больше".

Сергей КОМКОВ, профессор, президент Всероссийского фонда образования:

"РОССИЯ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТИ развиваться сразу по двум путям. Во-первых, за счет развития высоких технологий, а у нас есть к этому все предпосылки. Российское образование и российская наука всегда были одними из самых лучших и самых передовых в мире. Надо лишь не утратить достигнутые позиции, не скатиться вниз, на уровень стран третьего или четвертого мира. Во-вторых, за счет рачительного использования тех огромнейших ресурсов, которые дала природа нашей огромной, самой большой в мире стране".

Петр ЛЕЩИК, председатель профсоюзного комитета нефте- добывающей компании "Славнефть":

"В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА люди уезжали с Севера, имея определенный запас денежных средств. Они могли приобрести какой-то земельный участок, домик, купить квартиру, машину и могли дожить свои дни достойно на Большой земле, как у нас выражаются. А сегодня ситуация такая, что северянин не может, не на что ежегодно выезжать в отпуск. Мы вынуждены ждать льготный отпуск, который наступает каждые два года, чтобы нефтяная компания оплатила нам авиационный билет".

Сергей ВАРГУЗОВ, председатель Щёлковского районного Совета (Московская область):

"К СОЖАЛЕНИЮ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО о местном самоуправлении, которое скоро вступит в силу, таково, что как исполнительные, так и представительные органы местного самоуправления оказались отделены от осуществления контрольных функций. Они практически полностью находятся в руках региональных и федеральных органов, которые осуществляют фактический контроль, и часто не в интересах населения, проживающего как в городах, так и в сельских поселениях".

Светлана ИВАНОВА, член ЦКРК КПРФ, первый секретарь Сахалинского обкома КПРФ, депутат Государственной думы РФ:

"ИНОСТРАНЦЫ БЛАГОДАРЯ заключенным правительством соглашениям о разделе продукции живут на нашей территории как хозяева - у них есть целые населенные пункты. Например, "Зима". За огромным забором они понастроили себе прекрасное жилье. У них там свои сады, школы, бассейны, развлекательные центры. За то, что они сходили в ресторан, какой-то развлекательный центр, съездили на такси, Россия расплачивается своим сырьем. Такой полный беспредел происходит на нашей сахалинской земле".

Анатолий ЭПШТЕЙН, научный сотрудник РАН, доктор географических наук:

"ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ налогами, необходимо определить оптимальный уровень суммарной фискальной нагрузки на каждую территорию. При этом должны учитываться не только налоги, но и тарифы, арендная плата за нежилые помещения, за землю, а также акцизы. И на каждой территории эта величина своя. А сейчас налоговая политика сориентирована лишь на максимальное пополнение текущего бюджета".

Альбина ШПАГИНА, заведующая отделом экономики водопользования Института экономики минерального сырья:

"ХОТЕЛА БЫ ВЫРАЗИТЬ большую благодарность фракции коммунистов. В свое время только благодаря ей была установлена плата за сброс сточных вод. Но когда вступит в силу новый Водный кодекс, они снова будут сбрасываться бесплатно. Необходимо вновь установить плату за сброс особенно загрязненных сточных вод и полученные деньги направлять на строительство и реконструкцию общегородских очистных сооружений".

Александр ПОЗДНЯКОВ, председатель садового кооператива (Одинцовский район Московской области):

"ОДИН КВАДРАТНЫЙ МЕТР оврага, где гаражи, стоит 1140 рублей. Рядом, через 10 метров, оценка земли определена в 140 рублей, а еще через 5 метров земля не оценена совсем. Отсюда и налог оказывается несопоставимым. Сейчас люди пятый раз осуществляют переоформление документов на свои участки, этим вынуждены заниматься 40 миллионов".

Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ, председатель Совета Союза старателей России:

"НА ПАДЕНИЕ ЗОЛОТОДОБЫЧИ в России негативно влияет не только истощение россыпных запасов золота и снижение среднего содержания золота в песках. На ее состоянии еще отрицательнее сказываются практическое прекращение геологоразведочных работ на россыпное золото, повышение цен на горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы, резко возросшие бюрократические препоны при получении лицензий на золотодобычу".

Виктор ШЕВЕЛУХА, председатель Центрального совета организации "Российские ученые социалистической ориентации", академик РАСХН:

"ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПРЕЗИДЕНТ не имеют не только экономической, но и энергетической стратегии, в которой были бы четко определены поиск новых, возобновляемых источников энергии, сроки достижения поставленных задач. В документе должна быть предусмотрена ответственность руководства страны, в том числе президента и правительства, за ее выполнение, а также за разбазаривание остатков невозобновляемых источников энергии - нефти, газа и угля".

Общественный наказ власти

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДЕПУТАТАМ фракции Компартии РФ и других фракций Госдумы обратиться к президенту РФ и в Совет Федерации с инициативой рассмотреть вопрос о правомочности заключенных в 1994 году правительством РФ с грубейшими нарушениями российского законодательства соглашений о разделе продукции, а также о целесообразности их дальнейшей реализации.

Правительству РФ привести все соглашения о разделе продукции (СРП) в соответствие с действующим законодательством России; установить мораторий на реализацию соглашений о разделе продукции, находящихся в стадии заключения договоров, до полного их приведения в соответствие с российским законодательством; разработать методику расчета затрат, исключающую возможности завышения издержек и занижения рентабельности проектов СРП, а также методику ежегодной переоценки экономической эффективности проектов СРП, исходя из среднегодовых мировых цен на добываемое сырье.

Депутатам Государственной думы РФ внести на рассмотрение парламента России проект Федерального закона "О внесении поправки в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", позволяющий расторгать соглашения, если участники СРП не выполняют его условий и законодательства РФ; при этом предусмотреть, что все убытки от расторжения СРП будут отнесены на счет стороны-нарушителя. Поручить Счетной палате проверить соответствие исполнения проектов СРП заключенным соглашениям и действующему законодательству России. Отменить Федеральный закон №6-ФЗ от 6 июня 2003 года, устанавливающий заключение соглашений о СРП без аукциона как противоречащий действующему законодательству.

ДЕПУТАТАМ ГОСДУМЫ обратиться к президенту РФ и в Совет Федерации с инициативой рассмотреть вопрос о нецелесообразности аккумулирования огромных финансовых средств в стабилизационном фонде и о возможности их использования для решения острейших социальных проблем и для поддержки отечественной промышленности и сельского хозяйства.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ разработать долгосрочную программу разведки, добычи и использования углеводородного сырья России с целью оптимизации освоения этих стратегических ресурсов.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ разработать и внести в Государственную думу в первой половине 2007 года проекты федеральных законов о фондах (федеральном и региональных) восстановления и охраны водных объектов и о внесении поправок в Водный кодекс Российской Федерации в части ограничения сброса сточных вод и забора подземных вод; принять неотложные меры по реализации мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; внести в правительственные постановления изменения с целью установления экологически и экономически обоснованных ставок водного налога на использование водных объектов для сброса сточных вод. Внести изменения в Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", предусматривающие перенос срока введения в действие положений о заключении договоров водопользования с 1 января 2007 года на 1 января 2008 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РФ усилить штрафные санкции за нанесение экологического ущерба; передать субъектам Российской Федерации полномочия по установлению ставок за заготовку недревесных ресурсов (пней, бересты, коры и т.д.) и пищевых растительных ресурсов (ягод, орехов, грибов и т.д.).

ДЕПУТАТАМ ГОСДУМЫ внести на рассмотрение Федерального собрания изменения в ст. 217 Налогового кодекса РФ в части отмены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), занятых добычей россыпного золота. Внести поправки в налоговое законодательство, освобождающие золотодобывающие организации от ввозных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также устанавливающие нулевую ставку налога в течение трех лет на имущество в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования.

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ разработать и принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов с целью изъятия сверхдоходов у компаний до уровня 15-18% прибыли (валового дохода за вычетом эксплуатационных расходов, амортизации, процентных платежей).

ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ внести поправки в Налоговый и Земельный кодексы, сохраняющие ставки земельного налога для участков площадью до 15 соток на существующем в настоящее время уровне, освободить государственные санаторно-курортные, спортивные, научные учреждения, производителей сельхозпродукции от уплаты земельного налога, освободить сроком на 10 лет от уплаты земельного налога физических лиц - владельцев земельных паев, получивших их при разделе земель совхозов и колхозов.

(Из рекомендаций "круглого стола").

"Правда" №130 24-27 ноября 2006 г.


Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design