RSS     Владивосток 19.04.2024 18:48       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


С картонным мечом битву не выиграть

К реальной защите прав трудящихся лидеры Федерации независимых профсоюзов не готовы

Состоявшийся VI съезд Федерации независимых профсоюзов России обозначил завершение еще одного этапа в жизни и деятельности профсоюзов нашей страны. Пристальное внимание КПРФ к этому событию вполне естественно: коммунистам близки проблемы наемных работников, трудовых коллективов, партия готова к сотрудничеству с профсоюзами, к поддержке тех их действий, которые не на словах, а на деле направлены на защиту интересов людей труда.

Ничего себе, нашли партнёра!

Главный вопрос, поставленный VI съездом ФНПР,- о достойной заработной плате. Констатируя, что нынешний её уровень является позорным, съезд ограничился требованием к федеральным органам государственной власти установить в течение 2007 года минимальный размер оплаты труда не ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека. Как при этом не вспомнить, что именно руководители ФНПР благословили внесение в Трудовой кодекс 421-й статьи: "Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего кодекса (не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом". Однако не кто иной, как заместитель председателя ФНПР А.К. Исаев, с думской трибуны пытался убедить депутатов фракции КПРФ, что немедленное введение в действие статьи 133 в полном объеме невозможно. Вспомним, тогда, в 2001 году, минимальный размер оплаты труда составлял 27% от прожиточного минимума. Депутаты фракции КПРФ в Государственной думе предлагали принять закон о поэтапном увеличении минимального размера оплаты труда: в 2004 году - 40%, в 2005-м - 60%, в 2006-м - 80%, с тем чтобы к 2007 году достичь 100 %. Однако этот законопроект был провален. И главную роль в этом сыграл нынешний член президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель Комитета Государственной думы по труду и социальной политике, заместитель председателя ФНПР А.К. Исаев. Сейчас, по словам председателя ФНПР М.В. Шмакова, на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда до сих пор составляет только треть от прожиточного минимума. За пять лет ничего, по сути, не изменилось. Теперь трудящимся предложено подождать до 2008 года. Посмотрим, соблаговолит ли государственная власть прислушаться к требованиям съезда ФНПР.

Рассматривая вопрос о социально-экономической политике, съезд отметил: "Практическая отмена социального страхования, введение плоской шкалы налогообложения доходов населения, возложение содержания и восстановления полуразрушенного жилого фонда и коммуникаций жизнеобеспечения на плечи населения с неадекватными доходами, стремление провести "реформы" в образовании, медицине, культуре и других отраслях, оказывающих социальные услуги населению, за счет работников этих отраслей и самого населения - всё это продолжение изначально избранной политики, результатом которой стало сокращение населения в беспрецедентных размерах". Можно подписаться под любым словом. Всё правда. Съезд призвал органы власти проводить взвешенные, просчитанные по последствиям социально-экономические реформы, направленные на реальное улучшение качества жизни граждан России.

Похвалив президента РФ за появление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", съезд ФНПР убедительно показал, что Жилищный кодекс РФ, возложивший всё бремя текущего содержания и капитального ремонта изношенного жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры на население без учета его реальных возможностей, нежизне-способен. Ведь в намерения правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу вовсе не входит существенное повышение уровня доходов населения. Однако, точно и жестко оценивая негативные действия органов власти всех уровней, высший руководящий орган ФНПР ограничивается рекомендациями, просьбами и призывами, обращенными к власти. 

Вопреки элементарной логике, съезд усматривает в стратегическом партнёрстве ФНПР и "Единой России", имеющей большинство в Госдуме, инструмент профсоюзного влияния на принятие решений по законопроектам, затрагивающим коренные интересы работников. 

О том, как на деле ведут себя руководство ФНПР и ее представители в Государственной думе, красноречиво свидетельствует принятие закона "Об автономных учреждениях". Среди авторов - "единороссы" Н.И. Булаев, А.К. Исаев. Некоторые общероссийские профсоюзы непроизводственной сферы, и в первую очередь - профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, решительно выступили против принятия этого закона, ставящего под угрозу право на бесплатное образование. Они активно убеждали депутатов, обратились к фракциям политических партий и руководству Государственной думы, требуя заблокировать закон. Эти требования нашли безоговорочную поддержку фракции КПРФ в Госдуме. В период подготовки слушаний закона во втором чтении профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации объявил о проведении серии массовых протестных действий. Пикеты профсоюза должны были пройти при поддержке организаций, входящих в Общероссийский штаб протестных действий. Профсоюз намеревался принять участие в митинге против принятия закона "Об автономных учреждениях", организованном коммунистами. Однако его руководство подверглось жесткому давлению властных структур. Не отстали от властей и руководители ФНПР - по-видимому, во имя стратегического партнерства. В итоге профсоюз отказался от проведения акций, закон "Об автономных учреждениях" был принят без каких-либо существенных изменений. После этого слова, содержащиеся в отчётном докладе съезду Генерального совета ФНПР, о том, что "одним из основных каналов влияния профсоюзов на законотворчество остаётся Комитет Государственной думы по труду и социальной политике в значительной мере благодаря заместителю председателя ФНПР Андрею Исаеву", звучат как нелепая шутка.

Обыкновенное сотрясение воздуха

Программный документ "За достойный труд" декларируется как перспектива действий Федерации независимых профсоюзов России: "ФНПР будет свойственными ей методами способствовать и добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса". Обыкновенное сотрясение воздуха. Ни поручений, ни рекомендаций по организации каких-либо конкретных действий съезд не принял.

Дальше - робкое сообщение о том, что федерация "не исключает возможности использования коллективных действий профсоюзов вплоть до забастовок в случаях, когда работодатели и органы исполнительной власти уклоняются от конструктивного сотрудничества, предпринимают попытки подменить реальное партнер-ство формальными переговорами и формальными обязательствами, предпринимают попытки ослабить профсоюзы и причиняют ущерб их имиджу". Заметьте, не в случаях увольнений работников, не в случаях ущемления прав трудящихся, а только при нанесении ущерба профсоюзным структурам, то есть себе любимым.

Такая же позиция у руководителей ФНПР при рассмотрении проблем банкротства предприятий. Съезд ни слова не сказал о борьбе за права членов профсоюзов, теряющих при этом рабочие места.

Съезд видит необходимость сохранения и расширения прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствование норм Трудового кодекса Российской Федерации. Правильная позиция. Только какой же злодей отправил под нож существенную часть прав работников и профсоюзов при замене в 2001 году Кодекса законов о труде РСФСР на нынешний Трудовой кодекс РФ? Воистину, что имеем - не храним, потерявши - плачем. 

В материалах съезда говорится и о профсоюзной солидарности. Однако солидарность эта признается только на международном уровне. ФНПР не желает замечать, что, кроме неё, существуют в России и другие федерации и ассоциации профсоюзов. А ведь Конфедерация труда России и Всероссийская конфедерация труда - такие же признанные, равноправные и авторитетные члены МеждунароНичего себе, дной конфедерации свободных профсоюзов, активные участники в практиче-ской деятельности группы трудящихся в Международной организации труда, в деятельности европейских профсоюзов, соратники профцентров стран СНГ и дальнего зарубежья. Эти конфедерации, Федерация профсоюзов работников морского транспорта и Общероссийское объединение профсоюзов гражданской авиации являются членами Российской трехсторонней комиссии. Однако на съезде ФНПР было заявлено, что профсоюзы и профсоюзные объединения, не входящие в Федерацию независимых профсоюзов России,- это, дескать, "маргинальные и не имеющие ничего общего с профсоюзами (кроме названия) организации".

Зарубежные уроки борьбы

Газета ФНПР "Солидарность" (№ 42 от 15 ноября 2006 года) сообщает о борьбе боливийских шахтеров с полицией, об общенациональных забастовках работников автозаправочных станций и участковых врачей-терапевтов в Испании, медиков в Доминиканской Республике, об акции протеста на судостроительном заводе в Египте, о том, что шесть профобъединений железнодорожников Франции организовали и провели общенациональную забастовку, а металлурги Южной Африки в ближайшее время начнут масштабные забастовки и другие акции протеста. Участники этих действий требуют повышения зарплаты, улучшения условий труда и сохранения рабочих мест.

Нашлось в газете и место для сообщения о том, что руководство фондовой биржи Нью-Йорка намерено снизить расходы и сократить около 18% работников. О том, что всеизраильское профобъединение "Гистадрут" достигло компромиссного соглашения с администрацией управления аэропортов Израиля о порядке сокращения персонала международного аэропорта имени Бен-Гуриона.

Всё это свидетельства обострения классовой борьбы в мире. А вот в нашей стране, по мнению идеологов ФНПР, она странным образом отсутствует. Острые конфликты между руководством и сотрудниками крупных нефтяных компаний России ("Сургутнефтегаз", "Славнефть", "Роснефть"), в которых участвуют тысячи тружеников, ими как бы не замечаются. Представители рабочих этих компаний, приехавшие в Москву, чтобы обратить внимание профсоюзного руководства на свои проблемы, вместо съезда ФНПР очутились... в суде. Правда, суд оказался лояльнее профсоюзного руководства и не нашел ничего преступного в действиях рабочих. Не случайно Р.Б. Курмаев, профгрупорг, бригадир плавильщиков ферросплавов Челябинского электрометаллургического комбината, выступая на съезде, сказал: "Мы лучше знаем о работе и влиянии профсоюзов во Франции, в Италии или Польше. Правительства этих стран уважают профсоюзы и побаиваются их солидарных действий".

Отказавшись от жесткой практической борьбы за права трудящихся, ФНПР сосредоточилась на принципе социального партнерства исполнительной власти и работодателей. Но ведь партнерство предполагает равенство сторон, признающих необходимость выработки согласованных решений. Между тем собственники и государство не только не стремятся к равноправию в отношениях с трудящимися, но и постоянно ухудшают их положение, сокращают высокотехнологичные рабочие места, не борются с безработицей, узаконили нищету работников. Не имея воли и готовности противопоставить диктату собственника массовые действия в различных формах, профсоюзы из полноправного участника переговоров неизбежно превращаются в жалких попрошаек. Сам же Шмаков в интервью перед съездом признал, что меч в руках профсоюзов - картонный. Тем не менее ни одного решения, практически вооружающего профсоюзы, VI съезд ФНПР не принял. 

Даже простая поддержка выступлений трудящихся за свои права становится для некоторых профсоюзов неподъемным делом. Об этом, в частности, свидетельствуют события в Сургуте, Мегионе, Нижневартовске и ряде других городов региона. Руководители Нефтегазстройпрофсоюза усмотрели в многотысячных выступлениях работников отрасли в Ханты-Мансийском автономном округе всего лишь активизацию деструктивных движений "для реализации своих политических амбиций на волне раскачивания недовольства отдельными фактами нарушения прав трудящихся". Профсоюзы ФНПР в своем большинстве не только не могут применять активные методы воздействия на работодателей и власть, но и не желают поддерживать выступления членов профсоюза.

Горизонты сотрудничества КПРФ с профсоюзами

Что же должны делать организации и члены КПРФ во взаимоотношениях с профсоюзами?

Во-первых, вести разъяснительную агитационно-пропагандистскую работу в профсоюзных организациях ФНПР - от первичек до региональных объединений и отраслевых профсоюзов, побуждать их к конкретным действиям для решения проблем и разрешения противоречий между трудом и капиталом. Эти противоречия определены в программных материалах и документах КПРФ. Хорошим поводом для этой работы может и должно стать изучение материалов съезда ФНПР в первичных профсоюзных организациях. Коммунисты вправе организовать такое обсуждение. Это не нарушает принципа независимо-сти от политических партий, провозглашенного ФНПР, поскольку подавляющая часть работающих коммунистов является членами профсоюзов. Аналогичную работу можно и нужно проводить и в профсоюзных организациях, не входящих в ФНПР.

Во-вторых, держать под контролем подготовку и выполнение коллективных договоров, мобилизуя трудовые коллективы и профсоюзные организации на действия по коллективной самозащите.

В-третьих, всемерно препятствовать ликвидации рабочих мест и предприятий, используя для этого сочетание парламентских и непарламентских действий.

Необходимо также оказывать действенную поддержку профсоюзам и тем их лидерам, которые не на словах, а на деле отстаивают интересы рабочих и крестьян, участвовать в деятельности выборных органов профсоюзов на всех уровнях... Там же, где существующие профсоюзные организации не отвечают на вызовы времени, где отвергается живое творчество масс, коммунисты должны активно содействовать созданию и становлению новых профсоюзных организаций, выполняющих свой долг перед трудящимися.

Разумеется, в этой работе каждому члену партии, каждому руководителю партийной организации нужно проявлять максимум такта, гибкости и терпения. 

VI съезд ФНПР показал, что руководство федерации уже не может уклоняться от объективной оценки социально-экономического курса власти. Однако, дав ему верную оценку, обозначив необходимость коренных перемен, что полностью совпадает с позицией Коммунистической партии Российской Федерации, руководящий орган крупнейшего в стране объединения профсоюзов не предложил трудящимся никакой конкретной программы действий. Такая программа есть у КПРФ, и долг коммунистов - донести ее до широкой профсоюзной общественности, совместными усилиями решать поставленные временем задачи.

Сергей СЕРЁГИН.

Председатель Комиссии ЦК КПРФ 

по рабочему, профсоюзному движению 

и связям с общественными организациями.

"Правда" №133 1-4 декабря 2006 г.


Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design