RSS     Владивосток 29.03.2024 15:33       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


В.И. Кашин: Селу - всенародную поддержку

Из доклада заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Пленарном заседании Государственной Думы 7 декабря 2016 года

Пресс-служба ЦК КПРФ
2016-12-09 20:42

Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН

Уважаемые товарищи!

Завершая 2016 год, особых результатов в экономике страны добились крестьяне. В АПК есть уверенный рост валового производства – индекс роста более 3%. В сравнении с общероссийским минусом валового производства, результат в АПК можно считать достойным.

Задача депутатов Государственной Думы – оказать содействие в закреплении положительной динамики, поддержать базовые отрасли в сельскохозяйственном производстве федеральным и региональными бюджетами.

Планируемые расходы на 2017 год, к сожалению, значительно меньше бюджетных средств, доведенных в 2016 году. А по сравнению с Паспортом Госпрограммы на 2017 год, утвержденным Постановлением Правительства 19 декабря 2014 года (300 миллиардов), сокращение составит 95,741 млрд. руб. (31,9 %).

Полагаю, что заявленный объем поддержки не позволит решить проблемы, которые сохраняются в отрасли.

При этом мы благодарны, что часть наших поправок принята. Так, на поддержку АПК в 2017 году дополнительно направлено 11, 366 млрд. рублей. В том числе:

- на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» - 2,551 млрд. рублей;

- на поддержку льготного кредитования организаций АПК - 3,087 млрд. рублей;

- на развитие финансово-кредитной системы АПК – 5 млрд. рублей,

- на реализацию приоритетного проекта «Экспорт продукции АПРК» - 728,4 млн. рублей

Вместе с тем, не могу не вынести ряд поправок на отдельное голосование, и во-первых – связанные с низкой технической оснащенностью АПК.

Нашими поправками к федеральному бюджету 2017 года мы предлагаем дополнительно выделить средства в размере 10 миллиардов рублей на субсидии для технологической и технической модернизации в АПК.

Техническая вооружённость труда в нашем агропромышленном комплексе в разы ниже, чем в других отраслях экономики, и абсолютно несопоставима с развитыми странами.

Из имеющегося парка сельскохозяйственной техники в России около 70% всех тракторов и более 55% комбайнов старше десяти лет. Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники составляет 3,3. Коэффициент выбытия составляет 5,3 (что в 7-12 раз больше, чем в странах ЕС). Таким образом, темпы выбытия техники существенно опережают темпы обновления.

Мы знаем, какое оснащение техникой сегодня на селе – по сравнению с 1990 годом сегодня используется в 4 раза меньше тракторов, в 5 раз меньше комбайнов, что приводит к увеличению в разы нагрузки на технику.

Уровень износа сельхозтехники остается очень высоким. Это существенно тормозит развитие отрасли и никак не способствует решению задачи – достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности.

При такой ситуации конкурировать нашим сельхозпроизводителям с зарубежными становится всё труднее, особенно в условиях присоединения России к ВТО.

При том, что техническое обновление сельхозпроизводства сегодня является первостепенной задачей, на 2017 год в федеральном бюджете не предусмотрены средства на это мероприятие.

В 2016 году и в бюджете были предусмотрены на это направление поддержки средства (1,8 млрд. рублей), и Правительство дополнительно поддержало (плюс 8 млрд. рублей) реализацию Постановления, в соответствии с которым производители сельскохозяйственной техники получают субсидии на возмещение затрат при условии предоставления скидки сельхозпроизводителям при приобретении техники. (до июня 2015 года размер скидки - 15% от цены сельскохозяйственной техники, в настоящее время - 30% для СХТ Крымского, Сибирского и Дальневосточного ФО, 25% - для др регионов)

Но, даже такой объем поддержки позволяет СХТ приобретать технику с государственной поддержкой в таком количестве (150 тракторов, 550 зерноуброчных комбайнов, 35 кормоуборочных комбайнов), что это сопоставимо всего лишь с объемом приобретения для отдельно взятого субъекта РФ. А отсутствие должной государственной поддержки - это ни что иное, как циничное пренебрежение к хорошей работе АПК в 16-17 годах.

Прошу восстановить государственную поддержку в размерах 10-15 млрд. рублей на техническую и технологическую модернизацию!

Следующая предлагаемая нами поправка связана с необходимостью поддержки отдельных подотраслей сельского хозяйства.

В паспорт Госпрограммы внесены изменения, в соответствии с которыми с 2017 года поддержка подотраслей (отраслей животноводства, растениеводства, экономически значимых региональных программ, малых форм хозяйствования) будет реализовываться в рамках единой субсидии, в которую включены 26 субсидий.

На это направление предусмотрено в 2017 году 36,0 млрд. рублей.

За счет этих средств необходимо решить целый комплекс проблем, это

- и обеспечить наращивание темпов роста в молочном и мясном животноводстве (уровень самообеспеченности по молоку ниже 80%),

- и обеспечить финансирование садоводства и виноградорства, направить средства поддержки на создание питомников по производству качественного посадочного материала,

- и преодолеть высокую зависимость от импорта племенного материала и семян (80% семян сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, овощных культур – импорт).

- и решить проблему качества посадочного материала и семян (30% семян по основным культурам – некондиционные)

- и поддержать малые формы хозяйствования.

В 2015 году в КФХ произведено более четверти зерна и зернобобовых культур (27,5 млн. т, или 26,3% от производства в целом по стране), семян подсолнечника (2,7 млн. т, или 29,3%).

КФХ и личные подсобные хозяйства произвели в 2015 г. 52,2% молока, 28,9% – мяса скота и птицы на убой (в живом весе), картофеля – 86,2%, овощей – 82,1% (от общероссийского производства).

Малые формы хозяйствования сохраняют стабильный рост поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, а также мелкого рогатого скота.

Мы считаем необходимым увеличить финансирование данной наиважнейшей подпрограммы на 10 миллиардов рублей!

Следующая предлагаемая нами поправка к законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год направлена на поддержку инвестиционного кредитования. Она предполагает дополнительный объем финансирования этого направления в размере 5 миллиардов рублей.

Инвестпроекты реализуются во всех основных подотраслях, охватывают все направления сельхозпроизводства: 20% общего количества проектов в свиноводстве, 19,8% - овощеводство открытого и закрытого грунта, 17,7% - птицеводство, 14,5% - молочное скотоводство.

По информации Минсельхоза России сейчас субсидируется 32 тысячи проектов и 2 700 проектов заявлены, но не отобраны. По ним существует дополнительная потребность в субсидии около 18,0 млрд. рублей.

Учитывая необходимость поддержать реализацию уже существующих инвестиционных проектов, тем самым сохранить инвестиционную привлекательность отрасли, просим увеличить сумму бюджетных ассигнований на это направление на 5 миллиардов рублей.

Следующей поправкой мы предлагаем дополнительно выделить 10 миллиардов рублей на поддержку механизма льготного кредитования.

В бюджете на 2017 год на поддержку льготного кредитования, о котором так давно уже идет речь, предлагалось изначально всего 5,1 млрд. рублей. Благодаря частичному учету нашей поправки эта сумма была увеличена на 3 млрд. руб.

Но этого все равно не достаточно! По расчётам, чтобы закрыть полностью потребность в инвестиционных кредитах, обеспечить субсидирование по новой льготной схеме требуется порядка 20 миллиардов рублей.

Мы понимаем, что дополнительное направление средств на эти цели, позволит привлечь в отрасль новых инвесторов, обеспечит запуск новых объектов, что приведет к увеличению производства продукции.

По оценке экспертов, привлечение в отрасль более 100 млрд. рублей заемных средств, позволит увеличить производство овощей закрытого грунта на 130,8 тыс. тонн (около 261 га зимних теплиц), молока – на 1 048,8 тыс. тонн, мяса КРС – на 30,8 8 тыс. тонн.

Также мы предлагали выделить средства на финансирование подпрограммы «Развитие финансово - кредитной системы АПК» в общей сумме 10 миллиардов рублей. При этом наше предложэение частично учтено - на докапитализацию АО «Россельхозбанк» в 2017 году будет направлено 5,0 млрд. рублей.

Вместе с тем, наше предложение об увеличении взноса в Уставный капитал АО «Росагролизинг» на сумму 5,0 млрд. рублей не поддерживается.

В этой связи следует обратить внимание на то, что эта подпрограмма была добавлена в структуру Госпрограммы с 2015 года. Основной ее задачей является обеспечение стабильного привлечения инвестиций в АПК, т.к. сельское хозяйство - отрасль с повышенными рисками, большой рассредоточенностью заемщиков, которые в основном принадлежат к малому бизнесу, поэтому сельхозпроизводители менее выгодны для кредитных организаций как клиенты.

На период 2016-2020 годов объем бюджетных ассигнований на ее реализацию за счет средств федерального бюджета предполагался 86,7 млрд. рублей.

В 2016 г. было израсходовано 8 млрд. рублей на докапитализацию Россельхозбанка, взнос в уставный капитал Росагролизинг не осуществлялся.

Кредитный портфель Россельхозбанка в отраслях АПК на 1 октября 2016 года увеличился по сравнению с 2015 годом на 5% и составляет 1,1 трлн. рублей

Объем выданных кредитов составил около 730,0 млрд. рублей (рост на 57 %), в том числе на проведение сезонных работ – 183 млрд. рублей (рост на 32 %).

Учитывая, что в кротчайшие сроки необходимо решить проблему низкой обеспеченности сельхозпроизводства техникой, что существенно ограничивает эффективное развитие АПК, важно поддержать Росагролизинг, который реализует очень эффективный инструмент поддержки АПК – федеральный лизинг.

Росагролизинг обеспечивает целевое доведение инвестиций до аграриев и предлагает льготные условия финансирования с вознаграждением 3-3,5%.

Росагролизинг обеспечивает доставку сельхозтехники «до хозяйства» лизингополучателя, предоставление дополнительных скидок от заводов-изготовителей техники; страхование, постановка на государственный учет, мобильный сервис, что очень важно для субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих более 50% валового производства сельхозпродукции.

В 2015 года АО «Росагролизинг» поставило 5 172 ед. сельхозтехники на сумму 12,8 млрд. руб.

В 2015г. Правительство РФ поддержало докапитализацию
Росагролизинга в размере 2 млрд. руб., что позволило осуществить поставку обществом 791 ед. техники и направить 0,6 млрд. руб. на закупку новой техники.

Кроме того, Росагролизинг осуществил безвозмездную передачу учебным заведениям 19 ед. сельхозтехники для развития кадрового ресурса отрасли.

В 2016 году докапитализация Росагролизинга не осуществлялась.

С целью сохранения объемов поставок техники через систему федерального лизинга предлагаем направить в 2017 году бюджетные ассигнования на докапитализацию АО «Росагролизинг» в сумме
5 миллиардов рублей.

Далее мы предлагали увеличить финансирование ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» на 5 миллиардов рублей. Наше предложение также было учтено лишь частично – поддержали увеличение финансирования только на 2,5 млрд.

Таким образом, уровень финансирования ФЦП все еще ниже предусмотренного паспортом Госпрограммы, в редакции постановления Правительства РФ от 19.12.2014 г. № 1421 на 2017 год.

Учитывая, что практически не ведутся мелиоративные мероприятия, что существенно снижает потенциал сельского хозяйства, земли страдают от водной и ветровой эрозии, переувлажнены либо заболочены, подвержены засолению, мы и предлагали увеличить финансирование мероприятий данной ФЦП не менее чем на 5 млрд. руб.

В России доля мелиорированных земель составляет всего 6% от площади пашни, в США - 40%, в Китае – 55%, в Германии – 45%.

В Китае ежегодный ввод мелиорируемых земель – 1,5 млн. га., у нас программой предусмотрено ввод в эксплуатацию около 900 тыс. га.

Более 40% земель сельскохозяйственной назначения подвержены различным процессам деградации, почвы утрачивают плодородие.

Необходимо на постоянной основе проводить известкование и фосфоритование почвы (площадь пашни, требующей известкования, составляет 5,9 млн. га или 60% обследованной площади).

Исходя из этого мы предлагаем направить на проведение гидромелиоративных, агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических мероприятий дополнительно 4,5 млрд. рублей, а на проведение противопаводковых мероприятий - 0,5 млрд. рублей.

Эти дополнительные средства позволят предотвратить выбытие земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственного оборота, позволят получить прирост сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях, защитить населенные пункты и сельхозугодия от затопления и подтопления.

Следующая наша поправка предполагает увеличение финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на 4,5 миллиарда рублей.

Увеличение финансирования по подразделам, которое мы предлагаем, позволит привести уровень финансирования этой ФЦП в соответствие с паспортом программы в редакции постановления Правительства РФ от 19.12.2014 г. № 1421.

Поддержка социальной сферы села – одно из приоритетных направ­лений для аграрного Комитета. И мы говорим не толь­ко о сохранении, а, наоборот, по возможности об увеличении финансирования этого направления.

Люди готовы рабо­тать в сельском хозяйстве, но им нужны комфортные условия проживания, где наравне с работой будет школа, до­рога, клуб.

В недавнем прошлом село обеспечивало занятость более 3 млн. высококвалифицированных кадров при общем количестве рабочих мест, превышающем 10 млн. Сейчас всего в сельском хозяйстве занято не более 6 миллионов человек.

Несмотря на поддержку, сохраняются такие проблемы, как отток людей из сельской местности. Сейчас на селе проживает около 37 миллионов человек (для сравнения - в 2000 году было 40 миллионов человек).

Поселения, где живёт до 10 человек, сейчас составляют около 24 процентов.

Из 153 тысяч деревень 100 тысяч имеют население менее 100 человек

Средняя заработная плата на селе – чуть больше 14 тысяч рублей. На крупных и средних предприятиях немного больше – 17,5 тысячи рублей, что составляет 52 процента от средней по экономике.

Далее, остро стоит вопрос обеспеченности жильём.

По сравнению с 2000 годом сельский жилищный фонд увеличился на 20 %, но это в основном за счёт индивидуального сектора.

Сейчас на очереди по улучшению жилищных условий стоит более 490 тысяч сельских семей.

Следующая проблема, которую нужно решать - это обеспеченность инфраструктурой.

Без развитой дорожной инфраструктуры невозможно развивать ни производ­ственную базу, ни сельские поселения. Около 50 тысяч населенных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым по­крытием, более 60 тысяч остаются без автобусного сообщения.

Значит, люди фактически лишены и качественного образования и здра­воохранения. Медицинские услуги доступны только для 49 % сельского на­селения, а для 9 % - они со­всем недоступны

Уровень газификации - чуть более 56 %.

Водопроводы имеют только 32 % сельских населен­ных пунктов.

Нам необходимо решать вопросы привлечения молодёжи для работы в сельских территориях.

Учитывая необходимость ускорения темпов обеспечения сельского населения комфортным жильем, объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, создания условий для улучшения демографической ситуации в сельской местности, привлечения молодых специалистов, просим об увеличении финансирования мероприятий федеральной целевой программы на 4,5 млрд рублей, что позволит в том числе:

- обеспечить реализацию проектов комплексного обустройства площадок под жилищную застройку,

- обеспечить ввод распределительных газовых сетей более 860 км.,

- ввод более 560 км. локальных водопроводов,

- ввод в действие более тысячи мест в общеобразовательных организациях,

- ввод в действие новых фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики.

- ввод в действие жилья для граждан, проживающих в сельской местности - около 400 тыс. кв. м., в том числе для молодых семей и молодых специалистов

Таким образом, общая сумма предлагаемых нами поправок составляет 54,5 млрд. рублей и в целом выводит поддержку АПК на уровень 239 млрд. руб. Это малая толика для сохранения достигнутой динамики в АПК. А ведь стране необходим прорыв в обеспечении населения качественным продовольствием.

Необходимо также вернуть в севооборот 40 млрд. га брошенных земель, отстроить производственную инфраструктуру, отстроить русское село, кубанскую станицу, кавказский аул, сибирский хутор, создать приемлемые условия проживания в деревне, обеспечить тяжелейший труд крестьян достойной зарплатой.

Решение обозначенных проблем требует, конечно же, других вложений – минимум 10% расходной части бюджета. Можно начать с 1 трлн. рублей или с 5% расходной части, имея в виду, что в Советском союзе выделялось не менее 15% бюджета, а в Европе, США и Китае для села поддержка в 10 раз превышает российскую.

Но сегодня правительство, как и большинство Государственной Думы пока не созрело для прорыва. Нам всем необходимо утроить наши усилия по спасению села.

Сбережем деревню – спасем Россию.

KPRF.RU

10 Декабря 2016

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design