RSS     Владивосток 06.12.2024 18:34       Написать нам  |  Войти

Последние фоторепортажи

Последние видео

Опрос (архив)

Согласны ли Вы с тем, что дате 7 ноября должен быть возвращен статус государственного праздника?


Геннадий Зюганов: «У нас школьники не слышали о Гагарине и Жукове»

В Малом зале Государственной Думы прошли парламентские слушания на тему «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование — для всех», инициированные фракцией КПРФ. Понятно, что без вложений в человеческий капитал страна не имеет будущего. Тем не менее, даже по официальным оценкам, ситуация безрадостная.

В сентябре аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев на правительственном часе в Госдуме заявил, что сфера образования хронически недофинансируется: текущие расходы не покрывают даже фактические потребности отрасли, не говоря уже о развитии.

«Доля государственных расходов на сферу образования в России не растет. Она составляет 3,6−3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года. Для сравнения в среднем по странам Европейского Союза доля госрасходов на образование составляет 5% ВВП. При этом надо понимать, что дефицит финансирования человеческого капитала сегодня — это прогрессирующее экономическое отставание завтра», — сказал Зайцев.

Как исправить ситуацию, возможно ли это при нынешнем режиме?

— Мы проводим целую серию парламентских слушаний — это принципиально важно, — говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Собираются способные, грамотные люди, прекрасно знающие свою отрасль, направление, проблему, и всегда по итогам слушаний вырабатываются весьма полезные рекомендации. Это тем более актуально сейчас. Потому что впереди у нас отчет правительства и Счетной палаты.

Мы уже провели слушания по бюджету на ближайшие три года, по демографии, — страна продолжает вымирать ударными темпами, — а сейчас и по человеческому потенциалу и стратегии «Образование для всех». На слушания собрались участники со всей страны — министерства, ведомства, депутаты всех уровней, на удаленке были подключены все регионы РФ.

Открывая слушания, я напомнил, что в этом зале, в Государственной Думе, нобелевский лауреат Жорес Алферов в 2014 году прочитал три выдающиеся лекции.

Первая была посвящена советскому и американскому атомным проектам, которые дали толчок развитию науки и породили сотни новых технологий. Но нашей стране атомный проект обеспечил еще и выживание. В 1945-м, напомню, США сбросили атомные бомбы на головы японцев, разом спалив 250 тысяч человек. Если бы тогда советская наука и индустрия не ответили на вызов, в ход пошла бы ядерная дипломатия: в Америке всерьез планировали сбросить на крупнейшие советские города и промышленные центры 100 атомных бомб. Наука и классное образование спасли нас тогда.

Я также напомнил высказывание Джона Кеннеди: космос мы проиграли русским за школьной партой, мы проиграли советскому учителю.

Вторая лекция, которую прочитал Алферов, касалась власти и науки. Он доказывал, что страна, не имеющая серьезной науки, не ведущая фундаментальных исследований, не в силах обеспечить свой суверенитет, и обречена обслуживать интересы других. Сейчас этот вопрос, можно сказать, поставлен ребром.

Наконец, Жорес Алферов рассказал, что толкнуло в 1949 году Альберта Эйнштейна написать статью «Почему социализм?», в которой он раскритиковал капиталистическую систему и обосновал необходимость социалистических преобразований в мировом масштабе. Алферов подчеркнул тогда: в США был чудовищный разгул маккартизма, и Эйнштейн понял, что это угрожает и нравственности, и науке, и миру в целом. Лишь социализм — система, в основе которой забота о человеке — позволяет выбраться из кризиса.

«СП»: — Сейчас в России кризис сопоставимого масштаба?

— У нас кризис углубляется. После 1991 года власти, с подачи американских «партнеров», стали переделывать советскую систему образования и воспитания. Делалось это по программе Всемирного банка, которую притащили из-за океана — она называлась «Реформа образования для России на переходный период». Нашу систему образования, признанную лучшей в мире, фактически предлагалось ликвидировать. А ту, которая ее заменит, полностью подчинить потребностям глобального рынка, рассматривающего Россию как сырьевой придаток, где впредь не должно быть успешного суверенного развития и хорошо образованного общества.

Предполагалось, что хозяйство в России будет сугубо подсобным. Население станет обслуживать две-три газовые и нефтяные трубы, лесоповал и карьер — это и будет нашим уделом.

Но когда на Западе увидели, что мы пытаемся действовать по-своему, — восстановить военно-промышленный комплекс, развивать наработки в области космоса, — на нас стали накладывать санкции. А теперь и вовсе назвали врагом №1 и де-факто объявили нам гибридную войну.

Я напомнил на парламентских слушаниях, что российская империя перед Великим Октябрем проиграла три войны: Крымскую, Русско-японскую — с потерей Курил и половины Сахалина — и Первую мировую, в которой царские власти спалили империю.

Напомнил я и о том, что страну восстановили под красным флагом советской власти. И вот первое, что сказал Ленин в 1920 году, в первый день работы III съезда РКСМ: «Задачу молодёжи вообще и союзов коммунистической молодёжи и других молодёжных организаций в частности можно выразить одним словом — учиться». Создатель Советского государства настаивал: пока вы не овладеете богатством культуры и знаний, вы не станете настоящими коммунистами.

Показательно, что, наряду с Первой Всесоюзной чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом, Ленин создал и Вторую ВЧК — по борьбе с безграмотностью. И уже в 1925 году от расходной части бюджета на образование было потрачено 12%. Это в стране, которая семь лет утопала в войнах!

В 1941-м, накануне войны, на образование тратилось 15% расходной части бюджета, в 1945-м — 26%, каждый четвертый рубль!

В 1943 году, когда мы победили на Орловско-Курской дуге, и стало окончательно ясно, что фашизм будет разгромлен, с подачи Сталина было принято специальное постановление правительства о создании суворовских и нахимовских училищ. 19 млн детей досталось Советской власти — или сирот, или с одной мамой. Всем этим детям дали бесплатные учебники, всех накормили, одели и обули. И из этих детей выросли полноценные граждане — граждане великой страны, способные созидать, строить процветающее государство.

«СП»: — Сейчас власть действует по-другому?

— Главным уничтожителем советской системы образования у нас стала «пятая колонна». Либеральная свора во главе с Чубайсом, Гайдаром, Кудриным распродала и изуродовала страну. А в сфере образования Фурсенко и Ливанов протаскивали тот самый план ВБ, о котором я рассказывал.

В первую очередь они стремились ликвидировать советскую систему начального образования, где учитель — вторая мама, классный разносторонний специалист. И вот теперь высокопрофессиональные и чуткие учителя начальных классов стали большой редкостью. Их годами буквально вытесняли из отечественной школы. Такая же ситуация с учителями математики, русского языка и литературы!

По плану ВБ, ненужными были объявлены и педагогические вузы — чуть ли не половину из них закрыли. А в результате ахнули — в школе некому учить детей! Да еще ввели «Бабу Ягу», — ЕГЭ, — чтобы натаскивать учеников как собачек, лишенных способности рассуждать! Фурсенко вообще предложил из 18 базовых предметов, на которых основывалась советская школа и формировалась личность, оставить только четыре. Это физкультура (раб должен быть здоровым и сильным), основы безопасности жизнедеятельности (сам должен отбиваться от бандитов), история (изложенная так, что в ней не осталось ничего правдивого) и иностранный язык (чтобы понимать речь западных хозяев)!

Мы, коммунисты, восстали против этого — не дали идеям Фурсенко воплотиться. Но этого было мало для спасения нашей образовательной системы, и мы с Жоресом Алферовым подготовили закон «Образование для всех». Однако власть принимать его не пожелала. В результате школа уже три десятка лет продолжает воспитывать безграмотных людей.

Вся планета знает, кто такой Гагарин. А наших детей в провинциальной школе спросили о Гагарине — почти ничего не знают. Они ничего не знают и о Жукове, нашем гениальном полководце, о выдающихся советских лидерах. Получается, мы растим Иванов, не помнящих родства.

Необходимо понимать: если взорвать завод — через пару лет его можно отстроить заново. Если же взорвать систему образования — это рана для страны на 20 лет. А для личности, формированием которой занимается деградировавшая образовательная система, это, по сути, катастрофа на всю оставшуюся жизнь.

Греф сегодня носится с идеей тотальной удаленки, при которой учитель вообще не будет нужен! Но без учителя, без его горящих глаз невозможно формирование личности!

Нам нужны блестящее образование, серьёзная наука и их солидное финансирование со стороны государства. Ведь 10 лет подряд на образование в России тратятся жалкие 3,6% расходной части бюджета! Как с таким подходом выбираться из кризиса?!

Мы считаем, что образование, в том числе высшее, должно стать бесплатным и качественным. Расходы бюджета на него нужно повысить минимум вдвое. Молодым людям, кроме того, необходимо гарантировать трудоустройство после окончания вуза.

Все это прописано в нашей партийной программе и в программе «Образ будущего», недавно принятой в рамках широкого движения «За СССР — за Сильную, Справедливую, Социалистическую Россию!» Поддержите нас — и у России появится реальная альтернатива кризису и деградации, к которым подталкивает страну нынешний курс.

«Свободная Пресса». Андрей Полунин.

27 Марта 2021

Поделиться:

Copyright © 2006-2022, Приморское краевое отделение КПРФ. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)

Мнения отдельных авторов могут не совпадать с позицией редакции. При перепечатке опубликованных материалов прямая ссылка на наш сайт обязательна.

По техническим вопросам: webmaster@pkokprf.ru Разработка worldcar.design